Исцеление цветом: Хромотерапия

Аюрведа | Магия | Мануальная терапия | Народное лечение | "Огненный цветок" | Рейки | Лайф-коучинг | Остеопатия  | Ассоциативные карты  | Техника модификации опыта Арт терапия | Хромотерапия  | Фотопсихология 

 

ChЦвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Надо погрузиться в цвет, как в глубины моря, отдаться его вибрациям, словно морским волнам, купаться в цвете, впитывать цвет, наполняться цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. Зачем? Это наиболее загадочная сторона человеческого восприятия. Очевидно каждому, что цвет влияет на настроение, на самочувствие, что нюансы цвета могут заставить нас принять или отвергнуть картину, одежду, цветок. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 процентов всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. Целая треть объема нашего серого вещества отвечает за то, чтобы "переварить" ворох оттенков, видимых глазом. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации.

Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. В природе все взаимосвязано и целесообразно. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности — бесцветной тьмы. Цвет — журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина — алые, птица у Метерлинка — синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха — серый, а кровь у аристократов — голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками.

Различное цветовое освещение по разному влияет на нервную систему, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме. Действие света на психику человека известно, его ощущения, восприятия, влияние на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. В солнечный день люди более оживлены, жизнерадостны, чем в пасмурный и дождливый. Во время полярной ночи у зимовщиков станций и жителей Дальнего Севера наблюдаются плохое настроение, потеря аппетита, душевное изнеможение, психозы. Напротив, жители солнечных регионов, таких, как Испания или Куба, темпераментны, жизнерадостны и потому в этих странах любят праздники, танцы, карнавалы.

Отмечена зависимость между такими, казалось бы, мало связанными между собой явлениями, как выбор цвета автомашины и поведением водителя за рулем. Так, предпочитающие красный или черный автомобиль, стремятся к безраздельному господству на трассе. Поскольку выбор цвета является подсознательным отражением переживаемых человеком чувств, неудивительно, что владельцы автомобилей серебристого или голубого цвета имеют на дороге отличное самочувствие. Шоферы лиловых или лимонно-зеленых автомобилей чаще других рискуют стать жертвами неуравновешенных водителей, которых эти два цвета раздражают, особенно в часы пик, как красная тряпка быка. Чаще других впадают в депрессию владельцы автомобилей, окрашенных в пастельные тона, в сравнении с водителями, отдавшими предпочтение ярким и броским цветам.

Наука лечения светом и цветом известна с древних времён. В древних этносах люди имели тесную связь с природой, находились в единстве с ней и из ее неиссякаемого источника черпали жизненную силу и энергию для плодотворного труда, восстановления душевного покоя, равновесия. А если было необходимо, то и лечились с ее помощью. Лечение цветом использовалось так же широко, как лечение звуками, ароматами, растениями. Основан этот метод на том, что все цвета имеют свое излучение, несущее свою информацию. Воздействуя определенным цветом на определенный внутренний орган, можно его лечить, нормализуя его деятельность, наполняя силой и здоровьем.

По цвету памятников прошлых эпох мы можем определить эмоциональный характер исчезнувших народов. Задолго до появления одежды человек раскрашивал себя охрой, мелом, углем. Можно предположить, что человек не только существовал в цветовой среде, но и активно взаимодействовал с ней. В человеческой культуре цвет имел огромное значение — был основой мифов, отражением представлений о природе, неотъемлемой частью религий. Первобытные общества выделяли три основных цвета — красный (кровь, огонь), белый (молоко, день), черный (земля, ночь). Позднее, с ростом культуры и науки, эта цветовая гамма расширялась. Чем сложнее и утонченнее общество, тем более широкая цветовая гамма существует в его культуре. Рост науки постепенно переопределял отношения к цвету. Появлялись более сложные основания для классификации цвета (отличные от разделения на "божественные" и "богопротивные" цвета). Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, определив, какому человеку недостает какого цвета, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных для него лучей. Египетские жрецы применяли такой прием: помещали цветные камни в сосуд с водой или соком, чтобы насытить жидкость энергией какого-либо цвета, и давали пить больному для поднятия жизненного тонуса и исцеления от недугов.

Древние индусы считали человека "светоносным" ("теджаси"), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и "соков" тела. Согласно доктрине индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Учение о цвете было широко распространено в Древней Греции. Философ Эмпедокл связывал их с основными элементами природы, которыми в то время считались огонь, земля, воздух и вода. По его мнению, было четыре основных цвета: красный, желтый, белый и черный. Римляне использовали красные ("активные") повязки, чтобы останавливать кровь. Одну из первых классификаций цветов можно найти у Платона. Синему цвету он сопоставлял божественность, красному — мужественность, желтому — женственность. Красный цвет почти всеми описывается как эмоциональный, волнующий и стимулирующий; желтый — как спокойный, безмятежный и веселый; синий — как печальный, подавленный. За пятьсот лет до рождения Христа, врач и математик Пифагор использовал цвет в лечебных целях.

Безопасные, не вызывающие привыкания и зависимости, нетоксичные и неинвазавные методики цветотерапии позволяют успешно помогать пациентам, страдающим самыми разнообразными заболеваниями. Величайшие врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе излечения. Сегодня этот метод известен как цветовая терапия, цветолечение; за рубежом — как Chromatherapy и Colourology. Аристотель писал: "Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры".

Так, Цельс, выписывая лекарство, обязательно учитывал его цвет: светло — фиолетовый, голубой, розовый… Для лечения ран он употреблял черный, зеленый, красный или белый пластырь, в зависимости от типа раны. Широко использовала лечение цветом народная медицина, отдавая особое предпочтение красному. Так, издавна в России для лечения скарлатины использовали красную фланель, а при рожистом воспалении — красную шерсть; чтобы уберечься от желтухи носили золотые бусы. В Шотландии красная шерсть излечивала растяжение связок, в Ирландии помогала при лечении ангины, а в Македонии предупреждала лихорадку. В старой Англии ручку маленького ребенка обвязывали красной ниткой, чтобы у него лучше росли зубки. Еще один пример: один из мостов Лондона был окрашен в черный цвет. Было замечено, что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на этом мосту. После того как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.

В конце первого — начале второго тысячелетия арабская офтальмология находилась в зените. Авиценна составил особый атлас, где описал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека. Он считал, что яркий утренний цвет помогает усвоению пищи; красный цвет создает оптимистическое настроение и усиливает ток крови (он укрывал своих больных красной тканью), желтые цвета излечивают печень, уменьшают боли и снимают воспаление. Арабские офтальмологи получили свои знания из медицины Греции, Египта и Индии. Константин Африкан (Constantinus Africanus) преподавал механизм зрения в медицинской школе Салерно, в Испании (IX-XI века) после путешествий по исламским странам.

В XIII веке взгляды греческих авторов воспроизводились без каких-либо новшеств. Одним из таких писателей был Петер Гиспанус (Peter Hispanus); он был не только офтальмологом, в 1276 г. он стал папой римским Иоанном XXI. Величайшим изобретением средних веков стали очки. Роджер Бэкон упоминал об увеличивающем стекле для чтения, но линзы стали применяться при дальнозоркости пожилого возраста с XIV века. В этот период наибольший прогресс наблюдался в анатомии. Леонардо да Винчи и Андреа Везалий изучали анатомию глаза.

В Европе сохранились ярко окрашенные полихромные римские и византийские мозаики первого тысячелетия христианской эры. Искусство мозаики основано на особом отношении к возможностям цвета, ибо каждый цветовой участок состоит из множества точечных частиц, и цвет каждой из них требует тщательного подбора.

В миниатюрах ирландских монахов VIII-IX столетий мы находим весьма разнообразную и утонченную цветовую палитру. Поражают своей яркостью те страницы, на которых различные цвета имеют одинаковую светлоту. Достигнутые здесь живописные эффекты сочетания холодных и теплых цветов не встречаются вплоть до импрессионистов и Ван Гога. Некоторые листы из "Келлсской книги" по логике своего цветового решения и органическому ритму линий великолепны и чисты, как фуги Баха. Утонченность и изысканная интеллигентность этих "абстрактных" миниатюристов получила свое монументальное продолжение в витражах средневековья.

То, что вначале при изготовлении цветного стекла использовали лишь небольшое число цветов (из-за этого оно производило несколько примитивное впечатление), объясняется возможностями техники изготовления стекла того времени. Но, даже несмотря на это, кто хоть раз видел окна Шартрского собора при меняющемся освещении, особенно когда при заходящем солнце вспыхивает большое круглое окно, превращаясь в великолепный заключительный аккорд, тот никогда не забудет божественной красоты этого момента.

Окулист и хирург Георг Бартиш в 1583 г. опубликовал первый учебник по офтальмологии (под названием Augendienst). Восприятие цвета изучал Феликс Платтер (1536-1614). Математики и астрономы Иоганн Кеплер и Кристоф Шайнер в начале XVII века показали, что на сетчатке образуется маленькая перевернутая картинка. Они же обнаружили сужение зрачка под действием света и конвергенцию при ближнем зрении. В начале XVIII века Антуан Мэтр-Жан открыл, что катаракта — это помутнение хрусталика и в 1745 г. Жак Давиэль (1696-1762) разработал методику полного удаления хрусталика. Пеллье де Квенси усовершенствовал методику Давиэля и внес вклад в ее распространение.

В 1722 г. Сент Ив опубликовал полное описание болезней глаз, включая глаукому. Британские офтальмологи Тейлор (1703-1772) и Вулхауз (1650-1734) установили, что глаукома нарушает визуальную чувствительность. В 1812 г. в Вене было открыто первое университетское отделение офтальмологии под руководством Георга Джозефа Бира, и Венская медицинская школа и стала известна во всем мире.

Британский химик Джон Дальтон (1766-1844) изучил теорию цвета, предложенную Иоганном Вольфгангом Гете. Исаак Ньютон добился того, что цветовой спектр стал виден с помощью призмы. Затем "нарисовал" спектр на круге и стал его вращать, пытаясь доказать, что белый цвет состоит из семи основных цветов спектра. Белого, впрочем, не получалось, а выходил скорее серый. Не получился белый и у Иоганна Гете (того самого, поэта), который стал первым и основным оппонентом Ньютона. Гете считал белый цвет неразложимым. До начала XX века правым в споре считался Ньютон, а вклад Гете отвергался почти полностью. И лишь в XX веке версию Гете наконец-то оценили.

Преимущество его теории в том и состояло, что поэт тонко чувствовал человеческую душу и относился к цвету не как к абстрактной физической величине. Поэтому он исследовал психофизиологическое воздействие различных цветов, воспринимаемых глазом. Вот, например, некоторые из его наблюдений: "Синее стекло показывает предметы в печальном виде"; "пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день Страшного суда".

Гете также разработал теорию гармонии цвета, которая до сих пор актуальна. Она стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины. Кстати, Гете вполне можно считать прародителем абстракционизма в живописи, потому что именно его теорией руководствовался Василий Кандинский, когда экспериментировал с цветом. Гете определил, что по эмоциональному воздействию цветовой круг делится на две части — активную и пассивную. На этом основано действие некоторых современных терапевтических средств.

В Европе научное исследование лечебного эффекта цветовоздействия началось с середины 19 в. и связано с именами французских медиков Пото, Жуара, Поэга и Плезантона. Их работы привлекали внимание врачей самых различных специальностей; и с тех пор интерес к хромотерапии — лечению цветом — не ослабевает. А началось все с лечения невралгических расстройств. После наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством солнечного света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга за тем же свойством фиолетового цвета хромотерапия обрела статус научности. В начале 20 в. многие русские и немецкие терапевты подтвердили наблюдения французских коллег за лечебным воздействием цветных лучей при различных заболеваниях.

В начале ХХ века интересное исследование провел французский ученый Ферэ. С помощью динамометра измерялась сила сжатия руки человека, затем этот же человек подвергался воздействию цветовыми лучами. Оранжевые лучи увеличивали силу сжатия руки в полтора раза, красные — в два. При кратковременной работе производительность труда увеличивалась при красном цвете и падала при синем, а во время длительной работы снижалась при синем и фиолетовом и увеличивалась при зеленом. Другой ученый — Стефенеску-Гоанга из Румынии установил, что от оранжевого, желтого, красного цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс; обратные явления вызывают голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета. Особое значение цвету как резерву лечения придавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев; он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.

Камиль Фламмарион, французский астроном, живший на рубеже 19 и 20 веков, на опыте доказал, что растения и животные не безразличны к цвету. Салат — латук под красным стеклом рос в четыре раза быстрее, чем под солнцем, достигал очень большой высоты, а вот под синим стеклом рост его был незначительным. Фасоль при белом и красном свете цветет, при освещении зеленым и синим — умирает. Научно обоснованные цветотерапевтические методики стали появляться лишь в начале XX века. В 1903 году доктор Финзен даже получил Нобелевскую премию за разработки в этой области. Но в основном эти методики использовали только два цвета — синий и красный: синим облучают желтушных младенцев, что, кстати, позволяет больше не делать им переливания крови. Этот свет проникает через кожу и разрушает излишний билирубин, который печень ребенка переработать сама не в состоянии. В 1954 году ученый-анатом Бехер доказал то, что чувствовал Гете: между глазом и вегетативной нервной системой существует прямая связь. Далее цепочка выстраивается следующим образом: вегетативная нервная система (функционирующая независимо от нашей воли) взаимосвязана с психикой и обменной системой.

Многие ученые считают, что созерцание того или иного цвета на физиологическом уровне влияет на людей одинаково. Когда американские студенты самых разных рас в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет, их вегетативные функции (давление, пульс, частота дыхания) повышались; когда же студентам был показан темный синий цвет, их нервная система реагировала обратным образом: пульс успокаивался, давление падало, дыхание замедлялось. Так происходит со всеми людьми. И все же какие-то различия в восприятии цвета есть, причем не только у разных людей, но и у разных народов. Например японцы видят цвета иначе, чем европейцы. Варьируя яркость и насыщенность отдельных основных цветов — красного, синего, зеленого и желтого, а так же подмешивания к ним соответствующие краски, можно оказывать любое психическое воздействие. Кроме этого, основные цвета, по утверждению знаменитого психолога и физиолога Люшера, символизируют основные психологические потребности. Люшер установил связи между предпочтением цвета и индивидуальными психологическими особенностями человека и создал цветовой тест для психологов и имиджмейкеров. Чтобы определить духовно-физическую конституцию человека, необходимо лишь предложить ему цветовой тест и спросить: "Какой цвет вам нравится, а какой вы находите несимпатичным?" Так или иначе, краски влияют на большинство функций не только организма, но и общества. С помощью синего цвета лечат бессонницу, подготавливают к боли, снижают кровяное давление. С помощью темно-синего подавляют раздражительность. Голубым успокаивают. На красных простынях легче переносится скарлатина и оспа. Облучение красной или синей лампой облегчает ревматические боли, помогает при артрите.

Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через некоторое время наступало снижение мускульной активности. Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере "Цвет в деятельности человека": "Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии… Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством фиолетового света, оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний. Красный и желтый лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения.

Зеленый цвет был использован Пото при лечении нервных болезней и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый свет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший молчаливым психозом, повеселел и стал улыбаться. На следующий день пациент, отказывавшийся ранее от любой пищи, встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью. "Больной вынужден долгие часы думать, мечтать, страдать в среде, в которую его поместили. Медленно, так что он и не отдает себе отчета, эта среда проникает в него самого. Так нужно ли делать ее ледяной, лишать цвета, жизни в то время, как она должна участвовать в моральном утешении и физическом восстановлении?"

Современной медициной цвет до сих пор активно не используется, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево — красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево — красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно — синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом — наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось.

То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие. Алжирский исследователь закрыл селезням глаза черной повязкой. Их сексуальная потенция ослабевала. Затем он помещал молодых селезней на 120 часов под оранжево — красный свет. Рост семенных яичек ускорился в два раза. Сексуальная активность повысилась. Другие наблюдения показывают, что некоторые животные реагируют на цвета особенно сильно и даже могут изменять свой цвет кожи в зависимости от окружения. Есть рыбы, изменяющие свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они в данный момент проплывают. Раки и лягушки могут с помощью гормонов быстро изменять цвет своего тела. Так как они используют эту способность для маскировки, мы знаем, что они видят окраску окружающей среды и настраиваются на нее. О том, что и мы, люди, специфически реагируем на цвета, было известно давно.

Физиологический механизм этого в настоящее время выявлен только частично. Бехер доказал, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая) система, управляющая цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности (эрготропная), то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево — красного цвета. Если нервная вегетативная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует темно — синий цвет. Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, предпочитают темно — синий цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель — иметь возможность жить в мире и гармонии. Так как их общее, психическое и вегето — нервное соматическое состояние более не выдерживает возбуждающих воздействий, то они отвергают возбуждающий красный цвет.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Его самочувствие можно сравнить с пылающим красным цветом. В таком состоянии раздражающий красный цвет совершенно не выносится — он воспринимается не как собственная сила и мощь, а как возможная угроза. Тот, кто отклоняет красный или какой — либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, оказываемым этим цветом на его чувства, например, возбуждением при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, угрожающий их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается отрицанием красного цвета.

Также и военнопленные, которым пришлось годами жить за колючей проволокой под угрозой смерти, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Так, один предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был вынужден после долгой борьбы изъять из продажи продукт, пользовавшийся спросом, вследствие длительных и мучительных переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный. Вскоре после проигранного дела у него развивалась чисто функциональная сердечная недостаточность.

Применяя цветовую терапию, можно лечить воспалительные процессы в области желудочно-кишечного тракта (язву, холецистит, панкреатит) и мочеполовой системы (цистит, кисты, простатит), психоневрологические расстройства (фобии, депрессии, психосоматические явления), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертонию, стенокардию, тахикардию), патологии в области мышечной структуры (артритные боли). Кроме того, курс у специалиста помогает восстановиться после инсульта и перенесенных тяжелых заболеваний, после оперативного вмешательства. Известен случай, когда женщина, которая в течение двадцати лет состояла на учете в маммологическом центре по поводу мастопатии, после нескольких сеансов у специалиста снялась с учета. С помощью этого метода можно устранить алкогольную и никотиновую зависимость — известны случаи, когда люди, тщетно пытавшиеся бросить курить в течение многих лет, после двух сеансов у специалиста полностью избавлялись от этой привычки. Установлено, для печени лечебный энергетический цвет — зеленый, для головы — синий. Оранжевый, желтый, зеленый цвета стимулируют, способствуют росту, очищают, даются как тонизирующее средство, салатовый используется для очищения эфирного тела и успокоения, фиолетовый помогает строить и укреплять.

В своей книге "Боль, секс и время" Дюральд Хорд говорил о различных признаках эволюции сознания. Он указывает, что наша способность видеть цвета прогрессирует. Легче всего увидеть, как вы знаете, красный цвет. Свет в этом конце спектра имеет большую длину волны. С другой стороны, там, где синий переходит в фиолетовый и лиловый, волны коротки. Хорд утверждает, что наша способность видеть цвет приобретена недавно. Население, проживающее на берегах голубого Нила, называет эту реку по-другому. Если перевести их название, оно будет означать "коричневый". Гомер повсюду, и в "Илиаде", и в "Одиссее" описывает цвет Средиземного моря "темным как вино". Гомер, по словам Хорда, несомненно уловил "легкий блик красного в лиловом тоне Средиземного моря", но не увидел господствующего фиолетового цвета. Более того, Аристотель утверждал, что в радуге всего только три цвета: красный, желтый и зеленый.

Мы знаем, что перспектива появилась в изобразительном искусстве недавно, и некоторые примитивные народы еще не способны ее видеть. Исследователь на отдаленных островах Тихого океана обнаружил, что туземцы, смотревшие кино, не увидели ничего, кроме плоской поверхности, их глаза не могут придать трехмерность изображению. Таким образом, похоже, что возможности нашего зрения увеличиваются. Многие замечали, что у цивилизованных наций большинство населения ходит в очках. Считается, что это плохо. Не может ли это быть результатом наших усилий (постоянных) увидеть больше и перейти на следующую ступень эволюции? Я думаю, дело обстоит именно так и когда-нибудь это будет признано. Японцы, например, еще недавно находились на уровне средневековья и в своем стремлении увидеть все, что мы уже воспринимаем, они так напрягали зрение, что теперь почти каждый носит очки.

Швейцарец Петер Мандель создал прибор для лечения цветом, который известен как "аппарат Манделя". Используется для воздействия на биологически активные точки. Цветной луч, исходящий от прозрачного стержня, направляют на акупунктурную точку, отвечающую за тот или иной орган. Немецкий биофизик Фриц Альберт Попп обнаружил, что каждая клетка живого организма излучает "биофотоны" — электромагнитные волны.

С помощью биофотонов клетки обмениваются информацией с мозгом. Негативное воздействие неправильных лекарств, питания, плохой экологии начинается с того, что неблагоприятные факторы "атакуют" клетку электромагнитными колебаниями несвойственной ей частоты. Клетка начинает давать сбои в работе, принимать и передавать ошибочную информацию. В организме воцаряется энергетическая анархия.

Энергетический баланс можно восстановить. Концентрированные лучи того или иного цвета безболезненно проникают сквозь кожу через специально выбранные акупунктурные точки. То есть Петер Мандель нашел способ с помощью цвета исправлять информацию, которую мозг передает клеткам. Сам автор называет это "гармонизацией". Исследования Манделя показали, что болезни, связанные со стрессами и приводящие к психическим и органическим нарушениям, могут быть легко устранены с помощью регулирования информационного потока. По его убеждению, любое лечение надо начинать именно с этого. Теперь, при наличии аппарата Манделя, на это требуется очень немного времени.

Многие специалисты недооценивают высокой эффективности цветовой терапии. Приведем лишь несколько примеров использования хромовлияния в практике психиатров: "В комнате с голубыми стеклами уложили очень буйного больного, которого уже несколько дней держали в смирительной рубашке. Уже через час его нашли в значительно более спокойном состоянии". Или такое свидетельство: "После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший молчаливым психозом, повеселел и стал улыбаться. На следующий день он встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью, тогда как много дней подряд отказывался от любой пищи". Кстати, знаменитый русский психоневролог В.М. Бехтерев был глубоко убежден в том, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, нежели иные микстуры и пилюли. Красные и желтые лучи дают интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Отмечается повышение числа эритроцитов и гемоглобина в крови, увеличение массы ребенка и усиление его здоровой активности, заметное улучшение настроения. Кстати, считается, что ношение именно красных очков спортсменами хотя бы по 15-20 мин. в сутки может облегчать достижение ими высоких результатов в соревнованиях, повышая скорость реакции и увеличивая выносливость. Зеленые же очки, напротив, уравновешивают, успокаивают. А синие и вовсе позволяют в считанные минуты снять возбуждение и подавить раздражение и агрессивность. К большому сожалению, большинство современных врачей пока не оценили древнего медицинского наследия — хромотерапии — как высокоэффективного лечебного средства. Преимущества же лечения цветом бесспорны, и это прекрасно понимали древние целители. По сравнению с лекарственным воздействием, хромотерапия естественна, лечебный эффект глубок и устойчив, методики просты и не требуют сложной приборной базы. А искусное владение методами хромотерапии, вероятно, полностью исключает любые побочные эффекты. Да и противопоказаний к лечению цветом не отмечено. Просто сказывается непонимание механизмов цветового воздействия на организм человека и привычное упование на лечение медикаментами.

Широко распространено мнение, что цвет воздействует только на чувствительные клетки сетчатки глаза, воспринимается только глазом человека и через нервные волокна, идущие от глазного яблока к мозгу, воздействует на нервную систему и весь организм. На самом же деле цвет воздействует не только на чувствительные клетки сетчатки глаза, но может восприниматься и клетками кожи человека. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев в своей диссертационной работе доказал, что у человека можно выработать условный рефлекс на облучение ладони определенным цветом, даже если при этом глаза будут плотно закрыты! По-видимому, именно с этой способностью живых клеток (независимо от их функциональной роли в организме) воспринимать цвет, связан и феномен "кожного зрения" Розы Кулешовой, которая умела читать тексты ладонями, не глядя на них, чувствуя буквы кожей рук.

Ученые установили, что на радужной оболочке глаза, окружающей зрачок, находятся особые пигментные зоны, связанные с определенными органами тела человека. По рисунку радужки в настоящее время широко диагностируют многие заболевания. Это так называемая иридодиагностика, одно из направлений китайской и египетской диагностики "по окнам тела". Цвет же воздействует на чувствительные клетки-рецепторы этих пигментных зон. И информация об интенсивности и частотных характеристиках этого цветовоздействия передается сразу же конкретному органу, связанному с зоной-"приемником". Ученые Новосибирска доказали, что точки иглоукалывания (БАТ), в определенном мозаичном порядке рассеянные на коже человека, являются чувствительными приемниками цвета, причем их реакция на различные цвета не одинакова. Так что цвет может влиять на организм самыми различными путями — не только зрительно, но и прямо воздействуя на чувствительные "аппараты" клеток, тканей и органов.

В последнее время все больший интерес вызывает такое явление, как "синестезия" (от греч. synaisthesis — соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., "цветной слух" звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.). Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) так ощущал "окраску" звуков: "А — соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И — отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О — пурпурное, Ю — фиолетовое, У — ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные… рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла…".

Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное… напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит — упрямый, навязчивый, сильный тон… Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами… Звучание (оранжевой)… подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному… Фиолетовое… звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное… Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".

На свете людей существует немало людей, у которых есть проблемы с цветовым зрением. Например, около 8% практически не различают цвета. Если вы протестируете собственное цветовое зрение, то, скорее всего, обнаружите, что оно вовсе не идеально. Если вы не можете точно различать цвета, это может быть следствием врожденных аномалий колбочек. Существует три основных вида искажений цветового зрения: монохроматизм, отсутствие пигментов колбочек или наличие только одного типа колбочек; следовательно, те, кто страдает монохроматизмом, составляют единственную категорию людей, полностью лишенных способности различать цвета (они не способны различать цвета на основе длины волны). Люди с дихроматизмом обладают колбочками с двумя пигментами и могут различать цвета на основе длины волны, но с пониженной чувствительностью. Диагноз трихроматизм предполагает наличие трех типов пигментов колбочек (как и у людей с нормальным цветовым зрением), но характеристики одного или более пигментов неравномерны. Это наиболее распространенный тип нарушения цветового зрения, причем степень неравномерности у различных людей может существенно различаться.

Сейчас медицина лишь только подступает к изучению целебного воздействия цвета. Видимое излучение (свет, цвет) рассматривается как один из важных факторов эволюционного процесса, который, как и другие физические и химические факторы способствовал возникновению и формированию живых систем.

Свет, проходящий через зрачок, фокусируется на сетчатке, от которой передается по зрительному нерву в средний отдел мозга к гипоталамусу, а от него в шишковидную железу (эпифиз), где начинает тормозиться выработка мелатонина, наиболее высокая в темноте. Мелатонин вызывает сон, участвует в высвобождении ряда гормонов, в процессах биосинтеза, размножения, старения, деятельности иммунной системы и т.д. Вместе с тем, допускается, что шишковидная железа четко реагирует на естественные и искусственные магнитные поля, а также показано, что при облучении животных и человека светом различной длины волны происходят существенные изменения в коже, нервной системе, сердечно-сосудистой системе, эндокринных железах в системе крови и иммунитете. Учитывая степень обобщенности живого организма от элементарных частиц до функционирующей клетки, можно утверждать, что свет в веществе поглощается ионами, радикалами, атомами, молекулами или их комплексами, а не сложными биологическими структурами. В принципе любая фотобиологическая реакция состоит из двух стадий: физической, заключающейся во взаимодействии световой волны с молекулами биологического объекта, и биологической, которая является ответной реакций объекта на действие света. Допускается теоретически и возможность биологического действия света и без его поглощения, например, катализируя физико-химические реакции. Все это свидетельствует о важной роли света и его цветах в процессе жизнедеятельности человека.

С информационных позиций действия света на живой организм, интересно мнение о том, что энергии кванта света инфракрасной и видимой области электромагнитного облучения (1-3эВ) оказалось достаточно для изменения состояния структурированнной воды, в том числе степени диссоциации растворенных в воде веществ. Это свойство влияет на способность воды взаимодействовать со структурами живого организма, в частности, на течение биохимических реакций. В подтверждение приводятся данные такого эксперимента: при облучении роговицы кролика инфракрасным светом в течение 5 мин. в роговице снижается в 3 раза активность лактатдегидрогеназы, а количество лактата в 1,5 — 2 раза, повышается активность глутаматдегидрогеназы в 1,5 раза. Эта тенденция сдвигов ферментативной активности наблюдалась как в роговице облученного глаза, так и необлученного, а также в нейронах коры больших полушарий головного мозга и верхних шейных симпатических ганглиях. Каким же образом может реализовываться воздействие цветом на живой организм, помимо влияния на структурированную воду? Рассматривая организм человека не только как просто физическое тело, а как сложнейшее сочетание многочисленных полевых компонентов и структурных элементов жизни (атомы, молекулы, мембраны, клетки и т.д.), можно несомненно установить определенные воспринимающие цвет (как электромагнитные волны ) элементы, изменение информационной сущности которых и приводит к регистрируемым (биохимические процессы) или наблюдаемым визуально (физиологические реакции) изменениям.

Еще одним вариантом влияния на организм цвета может быть его прямое воздействие на генетический аппарат клеток. Многие современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Эра химиопрепаратов отойдет в прошлое.

Российскими учёными разработана профессиональная консультативная система "Странник", которая реализована на базе оригинальной технологии виртуального сканирования. Основным принципом его является принцип адекватности отражения внешнего мира и внутренней среды организма функциями мозга. Любой, поступающий в головной мозг сигнал, имеет свой характеристики (энергетические, частотные, пространственно-временные). На основании этого сигнала формируется определенный образ (матрица), обладающая соответствующими характеристиками. Совокупность всех матриц составляет биоматематическую модель организма ("схему тела"). Имеющуюся "схему тела" головной мозг постоянно приводит в соответствие с эталонной за счет основных своих функций (восприятие, воображение, ассоциативное мышление и память, мотивация, принятие решений и др.). Обеспечивая тем самым сохранение гомеостаза и эффективную деятельность всех функциональных систем, органов и тканей. Под влиянием внешних воздействий, особенно в условиях экстрима, могут появляться так называемые ошибки управления, т.е. временные или стойкие нарушения в деятельности высших регуляторных систем. При длительных воздействиях неблагоприятных факторов головным мозгом вырабатывается искаженный директивный сигнал, не соответствующий "схеме тела". В результате чего в соответствующей системе, органе или ткани формируется патологический очаг с последующим развитием болезни. Вследствие этого, под влиянием афферентных сигналов из очагов поражения в соответствующих зонах головного мозга возникают очаги патологического возбуждения, и формируется замкнутый круг, превращающий острое заболевание в хроническое.

Многолетние научные исследования и практические результаты показывают, что виртуальный сканер позволяет выявлять не только сформировавшиеся, но и самые ранние признаки нарушений управленческих и регуляторных функций головного мозга, сбои в работе функциональных систем, органов и тканей. То есть проводить быструю и точную диагностику патологических состояний на доклиническом уровне, когда сам человек еще не ощущает никаких признаков того или иного заболевания.

Формируемая на базе " Странника" индивидуальная цветокоррекция, позволяет позитивно перестраивать патологически измененные взаимосвязи, "стирая" реактивную память в той части, которая накапливает, сортирует, сохраняет физическую боль, болезненные эмоции, стремясь к управлению организмом.

По материалам ИНФОМЕД

ChSilk Interactive generative art

 

 

 

 

Corciolli

Композитор, аранжировщик, продюсер и музыкант, с 1994 Corciolli выпускает компакт-диски в Бразилии. Среди них CD-серия «Planeta Nova Era», приложение к журналу с тем же самым названием. Его музыка это смесь классических и популярных элементов, синтез этнических инструментов с современными звуками. Corciolli создает музыку для духовных процессов исцеления подобно Reiki, Йоге и Feng Shui.

, , ,

Комментарии закрыты.

43454042